рабочая программа на основе программы приобщение к истокам русской культуры

«Приобщение детей к истокам русской народно культуры»
Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных

отношений, представлена парциальной образовательной программой, актуальность выбора
которой обусловлена образовательными потребностями и интересами детей, членов их
семей, а также возможностями педагогического коллектива и условиями, созданными в
детском саду.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе парциальной программы О.Л. Князевой,
М.Д.Маханеевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Определяет
новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей и способствует
познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально –
коммуникативному развитию детей.
Программа описывает курс подготовки детей по приобщению к истокам русской
народной культуры детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет.
Образовательный процесс по Программе строится с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей, на основе личностно-ориентированного подхода и
социо-игровых подходов.
Данная программа адаптирована педагогами к условиям нашего детского сада.
Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры:
места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю
одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественныепромыслы, песни,
игры.
Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные
методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы,
дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы,
знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Цель программы - формирование первоначальных представлений об истоках русской
народной культуры.
Задачи:
1)
Знакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим России;
систорией, бытом, культурой русского народа.
2) Развивать у дошкольников познавательный интерес к истории и культуре Родины.
3) Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы,
поговорки, загадки, хороводы и т.д.), так как фольклор является богатейшим источником
познавательного и нравственного развития детей.
4) Воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к природе и
культурным традициям своей Родины.
5) Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и
творческого развития лучших традиций русской народной культуры.
Принципы работы:

Системность и непрерывность.

Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и
взрослых.
Планируемый результат реализации программы
Ребенок:
 Активный, самостоятельный с творческим потенциалом.
 Умеющий гармонично взаимодействовать с другими людьми.
 Знающий русский быт, историю русского народного костюма, игрушки.
 Использующий в активной речи потешки, пословицы, поговорки, читалки, загадки.
 Знающий русские народные сказки и сказочных героев, умеющий узнавать их в

произведениях изобразительного искусства.
 Умеющий играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
 Осмысленно и активно участвующий в русских народных праздниках (знает
названиепраздника, поѐт песни, исполняет частушки, читает
стихи).
 Использующий атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
 Бережно относящийся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Формы и методы работы, используемые при реализации программы.
1.

Формы работы по реализации программы:

Младший возраст
Рассматривание
Наблюдение
Игра- экспериментирование
Развивающая игра
Ситуативный разговор
Рассказ
Интегративная
деятельностьБеседа
Проблемная ситуация

Старший возраст
Создание коллекций
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Экспериментирование
Развивающая игра
Наблюдение
Проблемная ситуация
Рассказ
Беседа
Интегративная
деятельностьЭкскурсия
Коллекционирование
Моделирование
Игры с правилами, народные игры и др.
2. Методы, используемые при реализации программы
Словесные методы:
 рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;

вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;

использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной
литературы.
Наглядные методы:

использование экспонатов, подлинных вещей;

просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о
русском быте;

выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства.
Практические методы:

использование русских народных песен и танцев;

проведение русских народных игр;

использование русских народных костюмов в праздниках и
самостоятельной деятельности;

применение игрушек и изделий народных промыслов;

представление кукольного театра;

разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
Количество образовательной деятельности по каждой группе за год: 35часов. Количество
образовательной деятельности в неделю в каждой группе: Реализация программы «Цвет
творчества» осуществляется в рамках образовательной деятельности и в совместный
деятельности педагога с детьми. Осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений,
экспериментов, просмотр видеофильмов, творческих мастерских, НОД (3-4лет), средней (4-5
лет), старшей (5-6) и подготовительной к школе группы (6-7 лет). В течение года с детьми
младшей группы проводятся 36 занятий (1 раз в неделю, 15 мин.), с детьми средней группы
проводятся 36 занятий (1 раз в неделю, 20 мин.), с детьми старшей группы 36 занятий (1 раз

неделю, 25 мин.), с детьми подготовительной к школе группы – 36 занятий (1 раз неделю, 30
мин.).
Перспективное планирование по приобщению детей к истокам русскойнародной
культуры
В основе перспективного планирования лежит примерный перечень тем для
разновозрастной младшей и разновозрастной старшей групп.
Разновозрастная младшая группа (дети 3-4года)

«Я и детский сад»

Тем
а
неде
ли

«Осень золотая»

День

№

Тема

Образовательная деятельность
Задачи педагогической деятельности

1

«Во саду ли, в
огороде»

Дидактическая игра «Что растет в саду
и огороде». Загадывание загадок об
овощах и о фруктах.
Разучивание потешки «Наш козел»

2

«Чудесный мешочек»

Повторение песенки-потешки «Наш
козел».
Дидактическая игра «Чудесный
мешочек»

3

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с домашними
животными – коровой и
бычком. Разучивание потешек про
корову и бычка

4

«Бычок – черный
бочок»

Повторение потешки про бычка.
Знакомство со сказкой
«Бычок – черный бочок, белые
копытца»

5

«Приглашаем в гости
к нам»

Игра-упражнение «Вежливое
обращение к гостям».
Повторение потешек о козле,
коровушке, бычке

6

«Гуси-лебеди»

Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди».
Разучивание
потешки «А тари, тари, тари»

7

«Сошью Маше
сарафан»

Знакомство с женской русской
народной одеждой.
Повторение потешки «А тари, тари,
тари»

8

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода –
прялкой и
веретеном. Знакомство со сказкой
«Золотое веретено»

МОЯ

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на
них. Беседа о
шерстяных изделиях и о том, откуда
берется шерсть (козья, овечья)

10

«Лисичка со
скалочкой»

Знакомство с предметом обихода –
скалкой. Знакомство
со сказкой «Лисичка со скалочкой»

11

«Петушок – золотой
гребешок»

Упражнение в вежливом обращении к
гостю.
Дидактическая игра «Похвали
Петушка». Знакомство со сказкой
«Петушок и бобовое зернышко»

12

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?»
(отгадывание
загадок о домашних животных).
Повторение потешек и попевок о
домашних животных.

13

«Здравствуй,
зимушка-зима»

Загадки о зиме. Разучивание русской
народной песенки
«Как на тоненький ледок»

14

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье
зверей». Повторение
песенки «Как на тоненький ледок»

15

«Одень зверей»

Занятие аппликацией по готовым
формам. Самостоятельный пересказ
детьми сказки «Зимовье
зверей»

16

Игра с Колобком

Самостоятельное творческое развитие
сюжета сказки «Колобок»

17

«Сею, сею, посеваю,
с Новым годом
поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового
года. Разучивание колядки
«Щедровочка»

18

«Сундучок Деда
Мороза»

Беседа «Подарки Деда Мороза».
Разучивание заклички
«Мороз, Мороз, не морозь мой нос»

19

«Лиса и козел»

Дидактическая игра «Похвали лису».
Повторение потешек о домашних
животных. Знакомство со сказкой
«Лиса и козел»

ЗИМНИЕ ЗАБ
АВЫ

ЗИМУШКА

ЗИМА К
ШЛ А

НАМПРИ

ЭТО

РОДИНА

9

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода –
деревянными
ложками. Загадывание загадок о
животных

21

Игра с Колобком

Самостоятельное творческое развитие
сюжета сказки «Колобок»

22

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми
сказки «Заюшкина
избушка»

ПОЧЁТНОЕ
СОЛДАТ

23

«Кто же в гости
к нам пришел?»

Знакомство с домовенком Кузей. Игра
«Аюшки»

24

«Русская балалайка»

Знакомство с балалайкой. Пословицы и
поговорки о
балалайке

И

25

«Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичкасестричка и серый
волк»

26

«Масленица дорогая –
наша гостьюшка
годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание
песенки
«Блины»

27

«При солнышке –
тепло, при
матушке – добро»

Беседа о маме с включением пословиц и
поговорок. Самостоятельный рассказ
«Какая моя мама». Пение
песенок о маме

«Крошечкахаврошечка»

Знакомство со сказкой «Хаврошечка»

29

«Весна, весна, поди
сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи
весны.
Загадывание загадок о весне.
Заучивание заклички о весне

30

«Пришла весна!»

Повторение заклички о весне. Создание
из цветных
лоскутков коллективной аппликации
«Пришла весна!»

31

«Шутку шутить –
людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором –
дразнилками,
скороговорками

ПРИРОДА ПРОСНУЛАСЬ –
ВЕСНЕ УЛЫБНУЛАСЬ

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
ТРАДИЦИИ

ЗВАНИЕ

20

28

ДО С В И Д А Н И Я
Д/САД
ИТОГО:

32

«Небылицанебывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание
и самостоятельное придумывание
небылиц

33

«Русская свистулька»

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка
свистулек

34

«Чудесный сундучок»

Раскрашивание свистулек.
Дидактическая игра «Угадай
по звуку». Слушание народных мелодий

35

«Времена года»

Рассказ о временах года с
использованием
соответствующих загадок. Повторение
закличек, песенок о временах года

35 часов
Разновозрастная старшая группа (дети 4-7лет)

«Я и детский сад»

Тем
а
неде
ли

«Осень золотая»

День

№

Тема

Образовательная деятельность
Задачи педагогической деятельности

1

«Что летом родится,
- зимой пригодится»

Беседа о лете. Повторение пословиц,
поговорок,
песенок о лете.

2

«Восенушка-осень –
сноп последний
косим»

Беседа о первом осеннем месяце и его
особенностях и приметах. Повторение
заклички «Восенушка-осень»

3

«Хлеб – всему
голова»

Беседа о старинных способах уборки
хлеба. Знакомство
с жерновами и их использовании.

4

«К худой голове
своего ума не
приставишь»

Беседа об уме и о глупости. Знакомство
со сказкой «Про Филю». Словесная игра
«Филя и Уля»

5

«Где живет перо Жарптицы?»

Знакомство детей с хохломской
росписью

6

«Чудо-чудное, диводивное – золотая
Хохлома»

Рассказ о традициях Хохломской
росписи («Кудрина», «травка» и т.п.)

7

«Октябрь пахнет

Беседа о характерных для октября

МОЯ
РОДИНА
ЭТО
НАМПР
ЗИМА К
И ШЛ А
ЗИМУШКА

капустой»

явлениях природы, народных обычаях и
праздниках (Покров, Сергиев день).
Знакомство с предметами обихода –
деревянным корытцем, тяпкой.

8

«Октябрь-грязик – ни
колеса, ни полоза не
любит»

Беседа о характерных приметах
октября. Рассказ о народном празднике
Покрова.

9

Синичкин день

Детско-родительский проект
«Кормушка для синички».
Заключительная беседа об осени.
Рассказ о праздниках Синичкин день и
Кузьминки

10

Гончарные
мастеровые

Дидактическая игра «Что как
называется?» Рассказ огончарном
промысле. Знакомство со сказкой «Лиса
и кувшин»

11

Наши земляки герои

Рассказ о нашем земляке, герое
советского союза Л.Г. Храпове,
рожденном в Идринском р-е, д.Октябрь.
Подвиги прославленного бойца.

12

«Сошью Маше
сарафан»

Продолжать знакомить с женской
русской народной одеждой. Повторение
потешки «А тарт, тари, тари…»

13

«Приглашаем в гости
к нам»

Игра-упражнение «Вежливое
обращение к гостям». Разучивание
потешек «Атари, тари, тари…»

14

«Зима – не лето, - в
шубу одета»

Беседа о характерных особенностях
зимы. Исполнение
русской народной песенки «Как на
тоненький ледок»

15

«Край родной, навек
любимый»

Экскурсия. Русские народные
подвижные игры на открытом воздухе.

16

«Пришел мороз –
береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского
«Мороз
Иванович». Загадывание загадок о
морозе. Повторение песенки «Как на
тоненький ледок»

ЗИМНИЕ ЗАБ
АВЫ
З В А Н И Е СОЛДАТ
ПОЧЁТНОЕ
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И
ТРАДИЦИИ

17

Снегурочка – внучка
Деда Мороза

Знакомство со сказкой «Снегурочка».
Прослушивание фрагментов оперы
М.А.Римского-Корсакова
«Снегурочка» (в грамзаписи)

18

«Пришла коляда
Накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках,
святочных гаданиях, пение песенок.

19

«Зимние угрозы»

Знакомство с творчеством вологодских
кружевниц

20

«Гжель прекрасная»

Самостоятельное рисование детьми
гжельских узоров

21

«Гжель прекрасная»

Самостоятельное рисование детьми
гжельских узоров

22

«Дело мастера
боится»

Знакомство со сказкой «Семь
Симеонов».
Дидактическая игра «Кому, что нужно
для работы». Повторение пословиц о
труде и мастерстве.

23

«Живет в народе
песня»

Беседа о русской народной песне.
Знакомство с пословицами и
поговорками о песне. Разучивание
русской народной песни «Ой, вставала я
ранешенько»

24

«На героя и слава
бежит»

Рассказ о русских богатырях

25

«Масленица
Прасковейка,
встречаем тебя
хорошенько!»

Беседа о Масленице. Пение песен,
частушек.

26

«Русская матрешка»

Рассказ о матрешке. Разучивание
частушек.

27

«Сердце матери
лучше солнца греет»

Этическая беседа о маме с включением
народных
пословиц и поговорок.

Поэзия народного
костюма

Рассказ о народном костюме.
Прослушивание русских народных
песен (в грамзаписи)

28

ПРИРОДА ПРОСНУЛАСЬ – ВЕСНЕ УЛЫБНУЛАСЬ
ДО С В И Д А
Н И Я Д/САД
ИТОГО:

29

«Грач на горе –
весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи
весны. Пение
закличек о весне.

30

«Шутку шутить –
людей насмешить»

Беседа о народном юморе (докучные
сказки,
скороговорки, дразнилки). Словесная
игра «Путаница»

31

«Красная горка»

Рассказ о Пасхе. Словесные народные
игры
«Садовник», «Бирюльки»

32

«Путешествие на
златогривой чудо тройке»

Знакомство детей с образом коня в
русском народном декоративноприкладном творчестве (Городецкая,
палехская, хохломская росписи).
Рассказ о мастерах Палеха.
Прослушивание народных песен,
воспевающих русскую тройку.

33

«Человек без Родины,
что соловей без
песни»

Заключительная беседа о прошлом
родного края и героях-земляках.
Просмотр презентации.

34

«Край родной, навек
любимый»

Экскурсия. Русские народные
подвижные игры на открытом воздухе.

35

Прощание с «избой»

Заключительная беседа о русской избе и
национальной кухне. Коллективное
изготовление панно из лоскутков

35 часов
Технологии, используемые при реализации программы

Технология
Игровые технологии
Здоровье сберегающие технологии
Технология игровой обучающей
ситуации
Технология проектного обучения

Уровень использования
НОД, режимные моменты.
Пальчиковая
гимнастика, динамические паузы.
Предполагает наличие сюжета по ходу, которого
дети решают проблемные
задачи.
Выбор детьми в рамках тематического
планирования темы исследования

Технология исследовательской
деятельности

Ребенок выбирает тему
исследования, планирует собственную
деятельность, применяет имеющиеся знания и
умения на практике, представляет результаты
деятельности, обосновывая и защищая
свои выводы.

ИКТ - технология

Использование презентации в образовательной
деятельности

Создание развивающей предметно – пространственной средыдля
реализации программы
В ДОУ созданы:
Уголок
Расширение
Наглядный материала: альбомы,
«Русская
представлений детей
картины, фотоиллюстрации и др.
изба»
о быте, предметах
Предметы народно прикладного
домашнего обихода и искусстваПредметы русского быта
т.д., накопление
Детская художественной литературы и др.
познавательного
опыта

Книжный
уголок

Формирование умения
самостоятельно
работать с книгой,
«добывать» нужную
информацию.

Детская
художественная литература
всоответствии с возрастом детей
Наличие художественной литературы
Иллюстрациипо темам образовательной
деятельности по ознакомлению с окружающим
миром и ознакомлению с художественной
литературой Материалы о художниках –
иллюстраторах
Портрет поэтов, писателей (старший
возраст)Тематические выставки.
Уголок
Развитие творческих
Ширмы
Элементы костюмов
ряжения и
способностей
Различные виды театров (в соответствии
театрализова ребенка, стремление
нный уголок проявить себя в играх- свозрастом)
Предметы декорации
драматизациях
Музыкальны Развитие
творческих Детские музыкальные инструменты
й уголок
способностей в
Музыкальный цент Набор аудиозаписей
самостоятельно Музыкальные игрушки
ритмической
деятельности
Формы взаимодействия с родителями по реализации программы
Одним из важных условий реализации программы является
сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители (законные
представители) - главные участники педагогического процесса.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и
детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего
взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего

детства ребенка.
Поэтому педагогами были выбраны наиболее эффективные формы
взаимодействия с родителями:
 участие с детьми в народных празднованиях;
 родительские собрания в форме педагогических посиделок;
 беседы о необходимости соприкосновения с русским народным творчеством, через
устный фольклор, сказки, былины; о соблюдении в семье народных традиций;
 консультативные встречи;
 мастер – классы и практикумы;
 совместные проекты;
 конкурсы, выставки и др..
Ресурсы обеспечения реализации программы:
Учебно-методические
В комплект входят:
 Программа Князева О.Л., Махнѐва М.Д. Приобщение детей приобщение детей
кистокам русской народной культуре: – 2-е изд. – СПб: Детство- Пресс, 1998
 Перспективное планирование годовой план по приобщению детей к истокам
русской народной культуры.
 Конспекты занятий:
Разновозрастная младшая группа
Разновозрастная старшая группа.
 Познавательный материал о традициях русской народной культуры
 Сказки, былины, предания для использования на занятиях, в совместнойс
воспитателем деятельности, во время образовательной деятельности в режиме дня
 Музыкальные произведения
 Словарь старинных русских слов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».