Пояснительная записка Учебный план является нормативным документом, устанавливающим перечень направлений развития и образования воспитанников в возрасте от 1,6 до окончания образовательных отношений по образовательной программе МДОУ Мостовский детский сад «Колосок» (далее – Учреждение) и объем образовательной нагрузки в течение дня и недели, которое отводится дляобразовательной деятельности (далее - ОД). Учебный план реализации Программы дошкольного образования Учреждения разработанв соответствии с: Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказом Министерства просвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Приказом Министерства просвещения РФ от 35.11.2022 г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; Учебный план состоит из 2 частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть обеспечивает выполнение обязательной части Программы дошкольного образования, часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена программами: - Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Цвет творчества» Н.В.Дубровская Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2019год Задачи решаются в совместной деятельности педагога и воспитанников по организации лепки, рисования, аппликации. - Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева 2-е изд. — СПб.ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2021. Задачи решаются в образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходережимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников. В учебном плане выделены направления развития и образования воспитанников по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие» через ОД; количество ОД по образовательным областям; определено количество ОД в неделю; продолжительность ОД; объем недельной нагрузки по образовательной деятельности; количество часов ОД в год. Обязательная часть Программы составляет не менее 60 %. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает условия Учреждения, интересы и особенности воспитанников, запросы родителей (законных представителей) и составляет не более 40 %. Обе части учебного плана реализуются во взаимодействии друг с другом, органично дополняя друг друга. Содержание воспитательно-образовательного процесса включает совокупность образовательных областей (далее – ОО) и обеспечивает разностороннее развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Воспитание и образование воспитанников 2 разновозрастные группы: младшей-средней, старше-подготовительной группы осуществляется в соответствие с образовательными областями. В ОО «Социально-коммуникативное развитие» входят следующие образовательные компоненты: Формирование первичных ценностных представлений; Развитие коммуникативных способностей; Развитие регуляторных способностей; Формирование социальных представлений, умений, навыков. Задачи ОО «Социально-коммуникативное развитие» реализуются во всех образовательных областях в совместной деятельности взрослого и воспитанника, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников. В ОО «Познавательное развитие» входят образовательные компоненты: ОД «Формирование элементарных математических представлений» организуется 1 раз в неделю в младшей, средней и старше-подготовительной п/группах, в - 2 раза в неделю. ОД «Ознакомление с окружающим миром» организуется 1 раз в неделю в п/группе раннего возраста, в младшей, средней, старшей, подготовительной п/группах. ОД «Конструктивно-модельная деятельность» провидится с п/группы раннего возраста во всех возрастных п/группах. Задачи данного направления решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников. В ОО «Речевое развитие» входят образовательные компоненты: ОД «Развитие речи» проводится во п/группе раннего возраста – 2 раза в неделю; в младшей, средней, старшей и подготовительной п/группах приводится 1 раз в неделю. ОД «Приобщение к художественной литературе» во всех возрастных группах проходит во всех ОО в совместной деятельности педагога и воспитанника, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников. ОД «Подготовка к обучению грамоте» проводится в старше-подготовительной п/группе 1 раз в неделю. В ОО «Художественно-эстетическое развитие» входят образовательные компоненты: ОД «Приобщение к искусству» осуществляется в совместной деятельности педагога и воспитанников по организации лепки, рисования, аппликации, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников. ОД по образовательному компоненту «Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование, прикладное творчество, народное декоративноприкладное искусство, организуется: рисование - в п/группе раннего возраста, младшей и средней п/группах проводится 1 раз в неделю; в старшей- подготовительной п/группе 2 раза в неделю; лепка и аппликация - в п/группе раннего возраста проводится 1 раз в 2 недели; лепка, аппликация, ручной труд – в младше-средней, старше - подготовительной п/группах проводится 1 раз в 2 недели; прикладное творчество, народное декоративно-прикладное искусство – во всех возрастных группах задачи решаются в совместной деятельности педагога и воспитанников по организации лепки, рисования, аппликации, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников; ОД «Музыкальное развитие» музыкальное развитие – во всех возрастных группах проводятся 2 раза в неделю. В ОО «Физическое развитие» входят образовательные компоненты: «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» - во всех возрастных группах задачи решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников. «Физическая культура в помещении» - проводится во всех возрастных группах - 2 раза в неделю; «Физическая культура на свежем воздухе» - проводится во всех возрастных группах 1 раз в неделю. Для воспитанников ОО организованна 5-дневная образовательная неделя – 36 учебных недель. Обучение ведется в очной форме на русском языке. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей составляет: в группе раннего возраста продолжительность ОД в неделю не превышает 100 минут; в младшей п/группе (дети 4-го года жизни) - продолжительность ОД не превышает 150минут в неделю; в средней п/группе (дети 5-го года жизни) - продолжительность ОД не превышает 250минут в неделю; в старшей п/группе (дети 5-7 года жизни) – длительность ОД не превышает 375 минут внеделю; ОД, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения воспитанников, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности воспитанников. Для профилактики утомления организованная образовательная деятельность познавательной направленности чередуется с ОД художественно-эстетического и физического развития. Для детей в возрасте от 1,6 до 3 лет продолжительность ОД составляет не более 10 минут. Может быть организована в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять ОД на игровой площадке во время прогулки. Продолжительность ОД для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 минут, от 4-х до 5 лет – не более 20 минут, от 5 до 7-ти лет – не более 30 минут, Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшеподготовительной к школе п/ группах – 90 минут соответственно. ОД с воспитанниками старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. Перерывы между организованными формами ОД не менее 10 минут. ОД, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения воспитанников, организовывается в первую половину дня. В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок. Педагоги Учреждения организуют летнюю оздоровительную работу посредством реализации программы «Летний калейдоскоп!», разработанной творческой группой педагогов. п/группа раннего возраста (1,5-3 года) Образовательные области Обязательная часть «Социальнокоммуникативное развитие» «Познавательное развитие» Итого «Речевое развитие» Направления образовательных областей Количество ОД в неделю Формирование первичных ценностных представлений Развитие коммуникативных способностей Развитие регуляторных способностей Формирование социальных представлений, умений, навыков Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим миром Задачи решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников Развитие речи Приобщение к художественной литературе Подготовка к обучению грамоте Коррекция развития речи Итого «Художественноэстетическое развитие» Приобщение к искусству Изобразительная деятельность: рисование лепка аппликация прикладное творчество народное декоративно-прикладное искусство 1 1 2 Задачи решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 2 Задачи решаются в совместной деятельности педагога и воспитанников по организации лепки, рисования, аппликации, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 1 0,5 0,5 Задачи решаются в совместной деятельности педагога и воспитанников по организации лепки, рисования, аппликации, Музыкальное развитие Итого «Физическое развитие» Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Физическая культура в помещении Физическая культура на свежем воздухе Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Цвет творчества» Н.В.Дубровская Издательство в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 2 4 Задачи решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 2 2 Задачи решаются в совместной деятельности педагога и воспитанников по организации лепки, рисования, аппликации, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2019год Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева 2-е изд. — СПб.ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2021. Итого Количество ОД в неделю Продолжительность ОД Количество ОД в неделю/Объем недельной нагрузки по ОД (мин.) Количество ОД в месяц/Объем нагрузки по ОД в месяц (мин.) Количество ОД в год/Объем нагрузки по ОД в год (36 учебных недель) (мин.) Задачи решаются в образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходережимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 10 10 минут 10/100 40/400 360/3600 Младшая п/группа (3-4 года) Образовательные области Обязательная часть «Социальнокоммуникативное развитие» «Познавательное развитие» Направления образовательных областей Количество ОД в неделю Формирование первичных ценностных представлений Развитие коммуникативных способностей Развитие регуляторных способностей Формирование социальных представлений, умений, навыков Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим миром Задачи решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников Ознакомление с миром природы Конструктивно-модельная деятельность Итого «Речевое развитие» Развитие речи Приобщение к художественной литературе Подготовка к обучению грамоте Коррекция развития речи Итого «Художественноэстетическое развитие» Приобщение к искусству Изобразительная деятельность: рисование 11 1 1 1 Задачи решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 3 1 Задачи решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 1 Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и воспитанников по организации лепки, рисования, аппликации, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 1 лепка аппликация, ручной труд прикладное творчество народное декоративно-прикладное искусство Музыкальное развитие Итого «Физическое развитие» Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Физическая культура в помещении Физическая культура на свежем воздухе Итого Количество ОД в неделю Продолжительность ОД Количество ОД в неделю/Объем недельной нагрузки по ОД (мин.) Количество ОД в месяц/Объем нагрузки по ОД в месяц (мин.) Количество ОД в год/Объем нагрузки по ОД в год (36 учебных недель) (мин.) Часть, формируемая участниками образовательных отношений Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Цвет творчества» Н.В.Дубровская Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2019год Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева 2-е изд. — СПб.ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2021. Итого Количество ОД в неделю Продолжительность ОД Количество ОД в неделю/Объем недельной нагрузки по ОД (мин.) Количество ОД в месяц/Объем нагрузки по ОД в месяц (мин.) Количество ОД в год/Объем нагрузки по ОД в год (36 учебных недель) (мин.) 0,5 0,5 Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и воспитанников по организации лепки, рисования, аппликации, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 2 4 Задачи решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 2 2 10 15 минут 10/150 40/600 360/5400 Задачи решаются в совместной деятельности педагога и воспитанников по организации лепки, рисования, аппликации, Задачи решаются в образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходережимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 10 15 минут 10/150 40/600 360/5400 Средняя п/группа (4-5 лет) Образовательные области Обязательная часть «Социальнокоммуникативное развитие» «Познавательное развитие» Итого «Речевое развитие» Направления образовательных областей Количество ООД в неделю Формирование первичных ценностных представлений Развитие коммуникативных способностей Развитие регуляторных способностей Формирование социальных представлений, умений, навыков Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с миром природы Задачи решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников Ознакомление с окружающим миром Конструктивно-модельная деятельность 1 Задачи решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 3 1 Задачи решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 1 Задачи решаются в совместной деятельности педагога и воспитанников по организации лепки, рисования, аппликации, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников Развитие речи Приобщение к художественной литературе Подготовка к обучению грамоте Коррекция развития речи Итого «Художественноэстетическое развитие» Приобщение к искусству Изобразительная деятельность: рисование 1 1 1 лепка аппликация, ручной труд прикладное творчество народное декоративно-прикладное искусство Музыкальное развитие Итого «Физическое развитие» Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Физическая культура в помещении Физическая культура на свежем воздухе Итого Количество ОД в неделю Продолжительность ОД Количество ОД в неделю/Объем недельной нагрузки по ОД (мин.) Количество ОД в месяц/Объем нагрузки по ОД в месяц (мин.) Количество ОД в год/Объем нагрузки по ОД в год (36 учебных недель) (мин.) Часть, формируемая участниками образовательных отношений Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Цвет творчества» Н.В.Дубровская Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2019год Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева 2-е изд. — СПб.ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2021. Итого Количество ОД в неделю Продолжительность ОД Количество ОД в неделю/Объем недельной нагрузки по ОД (мин.) Количество ОД в месяц/Объем нагрузки по ОД в месяц (мин.) Количество ОД в год/Объем нагрузки по ОД в год (36 учебных недель) (мин.) 0,5 0,5 Задачи решаются в совместной деятельности педагога и воспитанников по организации лепки, рисования, аппликации, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 2 4 Задачи решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 2 3 10 20 минут 10/200 40/800 360/7200 Задачи решаются в совместной деятельности педагога и воспитанников по организации лепки, рисования, аппликации, Задачи решаются в образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходережимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 10 20 минут 10/200 40/800 360/7200 Старшая п/группа (5-7лет) Образовательные области Обязательная часть «Социальнокоммуникативное развитие» «Познавательное развитие» Итого «Речевое развитие» Направления образовательных областей Количество ОД в неделю Формирование первичных ценностных представлений Развитие коммуникативных способностей Развитие регуляторных способностей Формирование социальных представлений, умений, навыков Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим миром Задачи решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников Ознакомление с миром природы Конструктивно-модельная деятельность 1 Задачи решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 4 1 Задачи решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 1 2 Задачи решаются в совместной деятельности педагога и воспитанников по организации лепки, рисования, аппликации, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников Развитие речи Приобщение к художественной литературе Подготовка к обучению грамоте Коррекция развития речи Итого «Художественноэстетическое развитие» Приобщение к искусству Изобразительная деятельность: рисование 2 1 2 лепка аппликация, ручной труд прикладное творчество народное декоративно-прикладное искусство Музыкальное развитие Итого «Физическое развитие» Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Физическая культура в помещении Физическая культура на свежем воздухе Итого Количество ОД в неделю Продолжительность ОД Количество ОД в неделю/Объем недельной нагрузки по ОД (мин.) Количество ОД в месяц/Объем нагрузки по ОД в месяц (мин.) Количество ОД в год/Объем нагрузки по ОД в год (36 учебных недель) (мин.) Часть, формируемая участниками образовательных отношений Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Цвет творчества» Н.В.Дубровская Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2019год Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева 2-е изд. — СПб.ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2021. Итого Количество ОД в неделю Продолжительность ОД Количество ОД в неделю/Объем недельной нагрузки по ОД (мин.) Количество ОД в месяц/Объем нагрузки по ОД в месяц (мин.) Количество ОД в год/Объем нагрузки по ОД в год (36 учебных недель) (мин.) 0,5 0,5 Задачи решаются в совместной деятельности педагога и воспитанников по организации лепки, рисования, аппликации, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 2 5 Задачи решаются во всех образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 2 1 3 13 до 30 минут 13/390 52/1560 468/14040 Задачи решаются в совместной деятельности педагога и воспитанников по организации лепки, рисования, аппликации, Задачи решаются в образовательных областях в совместной деятельности педагога и воспитанников, в ходережимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников 13 до 30 минут 13/322 56/1288 504/11592