14.12.2023
Безопасность предметно-пространственной среды
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является
среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство,
организованное для детей в образовательном учреждении может быть мощным
стимулом в их развитии.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования», в частности раздел II. Требования к условиям
реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п.3.1,
3.2. развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) группы
представляет специально организованное помещение, материалы, оборудование и
инвентарь, нацеленные на:
- развитие детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта
особенностей и коррекции недостатков их развития;
- удовлетворение двигательной активности детей;
- возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых, а также возможности уединения.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО
РППС создается с учетом развития индивидуальности каждого воспитанника, его
возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС
должна быть: безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по
обеспечению надёжности и безопасность их использования,
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной
безопасности.
В группе вся предметно-пространственная среда отвечает
требованиям технике безопасности, расположение мебели и игровое оборудование
соответствует санитарным требованиям, правилам пожарной безопасности,
особенностям физиологии детей, принципам функционального комфорта. В группе вся
мебель крепится к стенам и соответствует росту и возрасту детей, выполнена из
натуральных материалов, что позволяет мебели от частой влажной уборки не
портится.
Функциональные размеры используемой детской мебели для сидения и
столов соответствует обязательным требованиям, установленным техническими
регламентами, одной группы мебели и промаркированы согласно таблице СанПиНа.
При организации пространства учитывается акустическое
оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Помещение хорошо и
равномерно освещается, уровни естественного и искусственного освещения
соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному
и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Помещение группы в цветовой гамме с учётом детского восприятия,
имеет эстетичное и эмоциональное радостное, позитивное воздействие на детей.
Среди комнатных растений нет цветов, которые могли бы причинить
вред здоровью детей.
Используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие
санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие
безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции.
Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки применяются в качестве
дидактических пособий.
Основными требованиями к безопасности детских игрушек являются
следующие:
·
Безопасный материал, из которого изготовлена игрушка и
безопасное покрытие. Наличие специального паспорта, в котором должно быть
указано, что она изготовлена из безопасного материала, не обладающего
аллергенными и токсическими свойствами. Маленький ребенок обязательно оближет
игрушку, поэтому краска не должна слазить.
·
Отсутствие неприятного резкого запаха.
·
Прочность. Непрочные игрушки, от которых могут отломаться
какие-то части, могут поранить ребенка или причинить вред. Поэтому проверяйте
надежность всех креплений и соединений. У мягких игрушек очень часто
отклеиваются глаза – маленький ребенок может взять их в рот.
·
Безопасная конструкция. Отсутствие острых краев и заусенцев,
узких щелей и отверстий, куда можно засунуть пальцы. Для самых маленьких
опасность могут представлять игрушки с длинными веревочками (более 15 см).
·
Безопасный цвет. Слишком яркая, режущая глаз расцветка может
оказывать негативное влияние на зрение и нервно-психическое состояние ребенка.
·
Безопасный звук. Избегайте игрушек с громким, пронзительным и
резким звуком, которые могут повредить слух ребенка. Выбирайте игрушки,
издающие спокойные и мелодичные звуки.
·
Безопасный размер. И игрушка, и ее составные части должны быть
достаточно крупными, чтобы маленький ребенок не проглотил их. На игрушках
обычно указывается, с какого возраста она рекомендуется для ребенка – если на
ней стоит знак «от 3-х лет», значит, она может содержать очень мелкие
детали.
·
Безопасный вес. Соотнесение веса игрушки и ребенка. Сможет ли
ребенок поднять игрушку? Не слишком ли она тяжелая для него? Не навредит ли
себе, если ее уронит?
·
Гигиеничность. Возможность мыть и стирать игрушку.
·
Гарантия качества. Игрушки следует покупать в специализированных
магазинах – это и будет гарантией того, что все необходимые требования
соблюдены. На улице продавцы редко имеют необходимую документацию на свой
товар. В магазинах же с этим строго, на всю свою продукцию они должны иметь
сертификаты (декларации) соответствия, которые выдает производитель
детских игрушек, а также сертификаты качества и гигиены. В этих документах обязательно
должно быть указано время действия документа и номер партии продукции.
Таким
образом, интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования,
конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для
каждого воспитанника: исключать случаи падения с высоты, выпадения с боковых
поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних,
травмирование об острые углы и т.п.