ИНФОРМАЦИЯ об организации в субъектах Россий учета детей граждан, призванных на военную службу по мобилизации, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования

ИНФОРМАЦИЯ

об организации в субъектах России учета детей граждан, призванных на военную службу по мобилизации, подлежащих обучению по образовательным программам

дошкольного образования

Минпросвещения России письмом от 30 мая 2019 г. № ТС-1334/03 для учета в работе направляло в субъекты Российской Федерации информацию по вопросу организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования (далее – Письмо).

В Письме также были даны разъяснения регламентации учета детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования (далее – ДОО), в том числе о том, что права для отдельных категорий граждан на внеочередное (первоочередное) обеспечение их детей местами в ДОО предусмотрены на уровне федерального законодательства и должны учитываться на уровне регионального законодательства.

Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, определяемом Федеральным законом № 53-ФЗ, то есть проходить военную службу по контракту.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона № 53-ФЗ в период мобилизации граждане Российской Федерации исполняют воинскую обязанность, которая предусматривает призыв на военную службу по мобилизации и прохождение военной службы в этот период.

Правовыми нормами пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 53-ФЗ определено, что граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ).

Так, согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 76-ФЗ, к военнослужащим относятся в том числе офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту.

2

Об организации учета детей – 03

При этом следует учитывать, что объемы социальных гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и по призыву, различны.

В целях социальной защиты граждан, призванных на военную службу по мобилизации, пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее – Указ № 647) на них распространен статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. При этом граждане Российской Федерации, призванные на военную службу в соответствии с Указом № 647, считаются проходящими военную службу по мобилизации, и контракты не заключают.

Таким образом, установление для указанных граждан тех или иных социальных гарантий и компенсаций или дополнительного права, в том числе на социальное обеспечение, должно регулироваться в соответствии с применяемыми в конкретной статье Федерального закона № 76-ФЗ формулировками «военнослужащий», «военнослужащий, проходящий военную службу по контракту», «военнослужащий, проходящий военную службу по призыву», «гражданин, уволенный с военной службы».

Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 19 Федерального закона № 76-ФЗ детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях предоставляются в первоочередном порядке.

Абзацем 8 пункта 5 статьи 23 Федерального закона № 76-ФЗ предусмотрено предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и ДОО и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности.Хочу такой сайт

Перечень оснований прекращения военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы закреплен в Федеральном законе № 53-ФЗ. Подпункт «б» части 1 статьи 51 Федерального закона № 53-ФЗ предусматривает увольнение по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта.

С учетом изложенного, в отношении граждан, призванных на военную службу по мобилизации на основании Указа № 647, указанные положения абзаца 2 пункта 6

3

Об организации учета детей – 03

статьи 19 и абзаца 8 пункта 5 статьи 23 Федерального закона № 76-ФЗ применяются в полном объеме.

В свою очередь обращаем внимание, что согласно пункту 7 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 15 мая 2020 г. № 236, прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.

Таким образом, на основании полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ); пункт 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), а также по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях (пункты 4, 5 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ; пункт 13.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ и полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (пункты 1 и 3 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ; пункт 11 части 1 статьи 15, пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября

4

Об организации учета детей – 03

2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), необходимо:

организовать работу в субъекте Российской Федерации, органе местного самоуправления муниципального образования информирование граждан, призванных на военную службу по мобилизации, о наличии в федеральном законодательстве права на предоставление их детям мест в ДОО в первоочередном порядке;

обеспечить необходимые условия для организации своевременного подтверждения статуса одного из родителей ребенка, призванного на военную службу по мобилизации, а также внесение соответствующих изменений в заявление о постановке ребенка на учет в региональных информационных системах, указанных в части 14 статьи 98 Федерального закона № 273-ФЗ в порядке, установленном на региональном уровне;

обеспечить достаточное количество мест в группах в ДОО (или их своевременное увеличение (при необходимости)), в том числе по присмотру и уходу с учетом имеющихся ресурсов, а также с привлечением негосударственного сектора дошкольного образования и иных мероприятий.

Учитывая социальную значимость организации присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста граждан, призванных на военную службу по мобилизации, с целью привлечения социальных служб и (или) квалифицированных нянь, полагаем целесообразным данный вопрос рассмотреть совместно с региональными органами исполнительной власти, в ведении которых находится решение задач социального обслуживания населения, проживающего на конкретной территории.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».