Основные направления работы по укреплению здоровья детей № Направление 1. Мониторинг здоровья детей 2. 3. 4. 5. 6. Задачи - осуществлять целостный подход к выявлению уровня развития детей; - планомерно и целенаправленно отслеживать уровень развития каждого ребенка; - своевременно выявлять проблемы в развитии отдельных детей; - целенаправленно осуществлять коррекционную помощь нуждающимся детям. Профилактика и оздоровление 1. Проведение лечебно-профилактических детей мероприятий: * использование препаратов и процедур, способствующие нормализации функций иммунной системы организма, повышающие его неспецифическую резистентность к инфекционным агентам; * использование противовирусных препаратов, воздействующих на возбудителей гриппа и ОРЗ. 2. Проведение оздоровительных мероприятий и закаливающих мероприятий. Организация питания - обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающим физиологическим потребностям детского организма; - соблюдение определенного режима питания, режим является одним из основных условий, обеспечивающих рациональное питание, режим строится с учетом 10часового пребывания детей в ДОУ, при организации 3х разового питания с усиленным полдником; - создание условий для эстетического и культурногигиенического развития детей. Организация питьевого режима - соблюдение питьевого режима в детском саду в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10; - обеспечение доступность питьевой воды воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду; - использование кипяченной питьевой воды, при условии ее хранения не более 3-х часов. Проведению закаливающих - применять элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация процедур помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе; - использовать в работе специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные ванны. Организация гигиенического - обеспечение проветривания помещения ежедневно и режима Гигиена воздуха 7. Проведение противоэпидемиологических мероприятий 8. Соблюдение гигиенических требований к игрушкам 9. Соблюдение санитарногигиенических требований к организации образовательного процесса и режима дня неоднократно в отсутствие детей; - обеспечение сквозного проветривания не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года; - соблюдение значения температуры воздуха в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10: - обеспечение санитарного и противоэпидемического режима; - повышение специфического и неспецифического иммунитета; - прерывание возможных путей передачи и распространения инфекций; - допускать к посещению дошкольного учреждения детей, пропустивших 3 и более дня, возможен только со справкой от участкового врача. - обеспечение ежедневного ухода за игрушками (моют ежедневно в конце дня горячей водой с 2% мыльносодовым раствором в специально предназначенных для этого (промаркированных) тазах, затем промывают проточной водой (температура 37°С) и высушивают на воздухе); - обеспечение обработки игрушек согласно инструкции завода-изготовителя; - использование игрушек, которые не подлежат влажной обработке (мытье, стирка) только в качестве дидактического материала; - обеспечение ежедневной обработки игрушек дезинфицирующими бактерицидными лампами в течение 30 минут. - обеспечение оптимального соотношения периодов бодрствования и сна детей в течение суток и организация всех видов деятельности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями организма; - обеспечение организации педагогического процесса: режим дня, учебная нагрузка (разработаная в соответствии с требованиями, содержащимися в новых санитарно-эпидемиалогических правилах и нормах для ДОУ (СанПиН 2.4.1.2660-10) с учетом равномерного распределения умственной и физической нагрузки), образовательный план, график организации образовательного процесса, расписание непосредственно образовательной деятельности, организация двигательного режима, планирование воспитательно-образовательной деятельности детей; - обеспечение комплексного использования фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательно-образовательной работы. Действия воспитателей, младшего воспитателя, инструктора по физической культуре. 1. Создание благоприятного психологического климата в группе для вновь прибывших воспитанников через создание положительного настроя у детей; 2. Организация рационального двигательного режима: Организация усиления двигательного режима в течении дня: перед занятиями, между занятиями, во время прогулки, индивидуальная работа в утренний и вечерний отрезок времени; Увеличение (по возможности) продолжительности прогулок; Ежедневные пробежки во время прогулки, ходьба в быстром темпе; Увеличить на прогулке количество подвижных и спортивных игр; Организация физкультурных досугов и игр-соревнований, не менее 2 раз в месяц (согласуется с инструктором по физической культуре). 3. Организация оздоровительных мероприятий: Ежедневный прием детей на свежем воздухе, при наличии благоприятной погоды; Ввести и в системе проводить новые эффективные методы закаливания: босохождение, бодрящую гимнастику, дыхательную гимнастику; Усилить контроль за соблюдением детьми правил личной гигиены; Не допускать появления в группе детей с первыми признаками заболевания; Использовать игры с водой, как метод закаливания; Следить за осанкой детей; Использовать в работе включение музыки в режимные моменты; Проведение бесед о здоровом образе жизни; Осуществлять тщательный контроль в оздоровительных мероприятиях за детьми, пришедшими после больничного листа (исключить босохождение в течении 1-2 недель, сокращать длительность прогулки); Качественное проведение всех оздоровительных мероприятий. 4. Осуществлять преемственность в работе: Воспитателя и инструктора по физкультуре: индивидуальный подход, контроль за часто болеющими детьми, контроль за детьми после больничного (использовать систему снижения физической нагрузки); Воспитателя и инструктора по плаванию (мед. работника): тщательным образом следить за одеждой детей для выхода после бассейна, качественно просушивать волосы. 5. Осуществлять тщательный контроль за детьми, которые часто бывают на больничном. 6. Обязательное проветривание и использование рециркуляторов в помещениях группы по графику. 7. Провести работу с родителями: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, недели здоровья, дни открытых дверей, папки-передвижки, беседы, личный пример педагогов. Меры по охране и укреплению здоровья воспитанников В ДОУ созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей: строго соблюдается инструкция по охране жизни и здоровья детей; рекомендации по активизации двигательной активности детей в течение дня; тепловой и световой режим; проводятся закаливающие мероприятия; соблюдается режим прогулок. Для профилактики простудных заболеваний используются: рециркуляторы, проводится Свитаминизация, закаливающие процедуры, точечный массаж и другие мероприятия. Ежегодно проводятся осмотры детей узкими специалистами. Ежемесячно старшим воспитателем проводится анализ посещаемости и заболеваемости. Принимаются меры по устранению выявленных причин заболеваемости. № Мероприятия Периодичность Ответственный 1.Организационные мероприятия 1 Изучение нормативных документов федерального, регионального, муниципального уровня по вопросам охраны и укрепления здоровья по мере поступления старший воспитатель 2 Размещение информации по здоровьесбережению на сайте Учреждения, в содержании общеобразовательной программы, плане работы на год. август-сентябрь (корректировка 1 раз в месяц) Администратор сайта, старший воспитатель 3 Проведение планового и внепланового инструктажа по охране жизни и здоровья детей 1 раз в 3 месяца /по мере необходимости старший воспитатель 4 Включение вопросов охраны и укрепления здоровья детей в содержание оперативных совещаний с работниками учреждения ежемесячно старший воспитатель 5 Комплектование групп в соответствии с требованиями СанПиН август старший воспитатель 2.Физкультурно-оздоровительные мероприятия. Цель: организация оптимального рационального двигательного режима, регламентированной по интенсивности физической нагрузки, которая полностью удовлетворяет потребность детей в движениях, соответствует функциональным возможностям растущего организма и способствует укреплению здоровья детей. Формы № организации и длительность 1 6-8 мин. 6-8 мин. 8-10 мин. 8-10 мин. 2 15 мин. 20 мин. 25 мин. 30 мин. 3 1-2 мин. 2-3 мин. 3-4 мин. Возрастные группы Ответственные 1.Утренняя гимнастика Младшая группа Ежедневно Воспитатель Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа 2. Организованная деятельность – физическая культура Младшая группа Инструктор по Три раза в неделю Средняя группа одно занятие на улице физической культуре Старшая группа Подготовительная к школе группа 3. Физ.минутки Младшая группа Воспитатель Ежедневно во время Средняя группа образовательной деятельности Старшая группа 3-4 мин. Подготовительная к школе группа 7-10 мин. 10-15 мин. 15-20 мин. 15-20 мин. Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа 4 15-20 мин. 15-20 мин. Периодичность Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа 4. Подвижные игры 2-4 раза в день Спортивные игры Целенаправленное обучение педагогом не реже одного раза в неделю Воспитатель Воспитатель 10 мин. 15 мин. 15-20 мин. 15-20 мин. 5. Спортивные упражнения: катание на санках, велосипедах. Младшая группа Целенаправленное Воспитатель Средняя группа обучение педагогом не Инструктор по реже одного раза в физической Старшая группа неделю культуре Подготовительная к школе группа 5 . 6 7 8 9 6. Физкультурные упражнения на прогулке Младшая группа Ежедневно Средняя группа подгруппами и Старшая группа индивидуально Подготовительная к школе группа 7. Упражнения после дневного сна 4-5 мин. Младшая группа Ежедневно 5-10 мин. Средняя группа 5-10 мин. Старшая группа 5-10 мин. Подготовительная к школе группа 8. Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей 10-12 мин. 10-15 мин. 10-15 мин. Воспитатель Инструктор по физической культуре Воспитатель Воспитатель 9. Спортивные развлечения 15 мин. Младшая группа 1-2 раза в месяц 20 мин. Средняя группа 25-30 мин. Старшая группа Подготовительная 30-35 мин. к школе группа Спортивные праздники 2-3раза в год Младшая группа День здоровья. 30 мин. Средняя группа Не реже 1 раза в 40 мин. Старшая группа квартал 45 мин. Подготовительная к школе группа 10. Оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности: Младшая группа Ежедневно гимнастика Воспитатель, для глаз; инструктор по Средняя группа пальчиковая Старшая группа физической гимнастика; Подготовительная культуре дыхательная к школе группа гимнастика; физкультми нутки Оздоровител Ежедневно на ьный бег прогулке и после сна 3.Проведение специальных закаливающих процедур. Цель: Профессионально и качественно организованные закаливающие мероприятия, способствуют общеукрепляющему эффекту, мягкому закаливающему, повышают устойчивость организма стрессовым состояниям. Средство 1. Ванны воздушные 2. Ванны воздушные в движении Параметры, определяющие силу воздействия Периодичность Ответственный Ожидаемый эффект Воздушные и солнечные процедуры 2-3 раза в день Температура Мягкий воздуха закаливающий Температура воздуха Воспитатель Ежедневно Мягкий закаливающий Воспитатель 3. Ванны воздушные контрастные (теплый воздух/холодн ый воздух) Разница температур Ежедневно Закаливающий Воспитатель 4. Ванны солнечные (при температуре воздуха не ниже 22 градусов и не выше 30 градусов в тени) 5. Дневной сон без маек Яркость солнца и температура в тени Ежедневно летом в солнечные дни Общеукрепляющий Воспитатель Температура воздуха Общеукрепляющий Воспитатель 6. Прогулки Температура воздуха утром и вечером Ежедневно в весенне-летний периоды Ежедневно Общеукрепляющий, закаливающий Воспитатель 7. Воздушные ванны при смене одежды перед прогулкой, перед сном, Температура воздуха Ежедневно утром и вечером Общеукрепляющий, закаливающий Воспитатель перед физкультурны м занятием. Водные процедуры Тонизирующий, активирующий, закаливающий Релаксирующий, активирующий, закаливающий Воспитатель Ежедневно круглый год Тонизирующий, активирующий, закаливающий Воспитатель Ежедневно круглый год Тонизирующий, активирующий, закаливающий Воспитатель 1. Игры с водой Температура воды и воздуха Ежедневно в летний период 2. Мытье ног перед сном Температура воды Ежедневно круглый год 3. Мытье рук, лица, шеи Температура воды 4. Полоскание горла прохладной водой Температура воды и длительность процедуры (1-2 мин) Воспитатель Физическая активность 1. Массаж Интенсивность точечный 2. Утренняя Интенсивность гимнастика 3. Интенсивность Физкультурная образовательна я деятельность Ежедневно Активирующий Воспитатель Ежедневно Активирующий Воспитатель 3 раза в неделю Активирующий Инструктор по физической культуре Продолжитель ность и температура пола Ежедневно Тонизирующий, активирующий, закаливающий Воспитатель Продолжитель ность и температура Ежедневно в летний период Тонизирующий, активирующий, закаливающий Воспитатель Ежедневно Тонизирующий, активирующий, закаливающий Воспитатель 4. Босохождение после сна по ребристым дорожкам и массажным коврикам 5. Ходьба босиком по траве 6. Дыхательная Проведение дыхательной гимнастика гимнастики с целью повышения сопротивляемо сти организма 7. Ходьба по доске с ребристой поверхностью и дорожкам нестандартног o типа 8. Физические упражнения (подвижные игры на открытом воздухе по физической культуре) и нормализации дыхания. С целью закаливания и профилактики плоскостопия во всех группах. Интенсивность и температура По плану групп Ежедневно Тонизирующий, активирующий, Активирующий, закаливающий Воспитатель Воспитатель Инструктор по физической культуре 4.Организация питания. Цель: обеспечение полноценным рациональным питанием, что предполагает обеспечение организма содержанием белков, углеводов, жиров, соответственно каждой возрастной группе, полноценным поступлением с пищей витаминов и минеральных веществ, что способствует повышению защитных сил организма, направленных против инфекции и интоксикации, нормализации обмена веществ. № Мероприятия Периодичность Ответственный Ответственный за составление меню 1. Фрукты или фруктовый сок ежедневно, преобладание овощных блюд в рационе дня Весна, осень 2. Использовать в рационе питания детей кисломолочную продукцию. Согласно меню и карт раскладок 3. Использовать в питании детей подверженных аллергии, гипоаллергенную диету (исключить из питания салаты из чистой свеклы, красные яблоки, шоколад, ограничить цитрусовые). Индивидуально 4. Введение в рацион овощные салаты, овощи, чесночно-луковые закуски. Ноябрь-апрель Ответственный за составление меню, повар 5. Витаминизация третьих блюд лимонным соком. Ноябрь-апрель Ответственный за составление меню, повар Ответственный за составление меню Ответственный за составление меню, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 г. Азова 346783, г. Азов, ул. Красногоровская ,4 Тел. 8(863)42 6-35-56 E-mail : azovmdou12@mail.ru ПРИКАЗ от 2020 г. № «Об утверждении Плана мероприятий по укреплению и сохранению здоровья детей на 2020- 2021 учебный год» В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемый «План мероприятий по укреплению и сохранению здоровья детей на 2020-2021 учебный год». 2. Разместить настоящий приказ на официальном сайте учреждения в течение десяти рабочих дней со дня издания настоящего приказа. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Заведующий МБДОУ №12 г. Азова Т.А. Панченко