Положение о взаимодействии с семьями воспитанников

воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
• изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;
• вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность
дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
1.2. Цели взаимодействия:
• создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, а так же вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность;
• сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов
дошкольного образовательного учреждения;
• формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
1.3. Основные задачи работы:
•
организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей;
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного
образовательного учреждения;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной
поддержки;
•
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
•
взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по
вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно
с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив
семьи;
•
осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного
образования (в случае его организации)
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных
педагогических возможностях;
• выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных
ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников
ДОУ к традиционной культуре;
• выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия
родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
• гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в
организации семейного досуга;
• повышение правовой грамотности родителей (законных представителей)
воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;
• повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей
(законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам
воспитания: физического, социально-коммуникативного,
художественноэстетического, познавательного, речевого, технического развития детей;
• создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления

2

дружеских взаимоотношений семей.
2. Основные принципы работы ДОУ
2.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с
семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
2.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
•
принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
•
принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов
индивидуального взаимодействия;
•
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка.
•
принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным
учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
•
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых
факторов воспитательно-образовательного процесса, в создании в детском саду
эмоционально-благоприятной атмосферы;
• принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
• принцип доброжелательности всех участников содружества;
• принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной
программы дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого
принуждения).
• принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота,
познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов
художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к
традиционной культуре;
• принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями
и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
• принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей)
воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании
ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического
работника;
• принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».
3. Организация работы
3.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет дошкольного
образовательного учреждения. Его содержание определяется задачами, стоящими перед
детским садом и конкретными условиями работы.
3.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
предполагает следующие этапы работы:
• изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
• группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;
• составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
• анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
3.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:

3

•

целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели
по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
• планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы
ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
• конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии
ценностей).
3.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ДОУ и
семьи:
• сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;
• взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
• одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей,
позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
• обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
• учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей,
уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения
детей к ценностям традиционной культуры;
• ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного
образовательного учреждения с родителями (законными представителями)
воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
• соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
3.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
• посещение семей;
• анкетирование;
• наглядная пропаганда педагогических знаний;
• родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование
своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме
собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы;
презентации опыта работы;
• дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
• круглые столы;
• деловые игры;
• почта доверия;
• семейные проекты;
• творческие проекты;
• тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
• вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым
разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок
детей);
• совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
3.6. Организация методической работы с педагогами:
• семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение
родительских собраний, повышение активности родителей и формирование
ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду,
рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с

4

родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
3.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
• методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и
методов реализации, корректировки;
• методы организации совместной деятельности (планирование, организация и
контроль);
• методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное
обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).
4. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
4.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, формирование
партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных представителей)
воспитанников.
4.2. Условия внутреннего взаимодействия:
• создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и
родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной
поддержки;
• переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений
на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в
проблемы друг друга;
• соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
• тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников
на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание
неизбежной субъективности точки зрения педагога.
4.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического
коллектива дошкольного образовательного учреждения с общественными и социальными
структурами: общеобразовательной школой, домом культуры, краеведческим музеем.
5. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
5.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, а также основной образовательной программы
дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в
образовательную деятельность.
5.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
5.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности.
5.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
5.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
5.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию
материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного
образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями
(законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией
6. Контроль
6.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации
основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
6.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
осуществляется заведующим дошкольного образовательного учреждения.
6.3. Заведующий в рамках контроля имеет право:
5

•

посещать
групповые
родительские
собрания
с
заблаговременным
информированием об этом воспитателя;
• изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
• привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и
т.д.) в дошкольном образовательном учреждении.
6.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития
партнерства является Совет ДОУ - постоянный коллегиальный орган управления.
6.5. Совет дошкольного образовательного учреждения имеет полномочия:
• организация работы по защите прав и интересов участников образовательного
процесса;
• контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в
детском саду, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;
• поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному
развитию воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
• участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного
процесса в случаях, когда это необходимо.
7. Документация
7.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую основное
содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
7.2. В перечень документации включены:
• планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по
дошкольному образовательному учреждению на учебный год;
• протоколы групповых родительских собраний;
• конспекты мероприятий;
• отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических
исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
• протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения.
7.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о
проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности.
7.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в течение 3 лет.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете, согласовывается с Советом родителей и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».