рабочая программа на основе программы цвет творчества

1

Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .............................................................................................................. 3
1.1 Пояснительная записка ....................................................................................................... 3
1.2 Цели и задачи ...................................................................................................................... 3
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы ........................................................ 4
1.4 Планируемые результаты ................................................................................................... 4
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................... 7
2.1 Основные разделы программы ........................................................................................... 7
Рисование .................................................................................................................................. 7
Аппликация ............................................................................................................................... 7
Конструирование ...................................................................................................................... 7
Лепка ......................................................................................................................................... 7
Декоративно-прикладное искусство ........................................................................................ 7
2.2 Содержание основных разделов программы ..................................................................... 7
Рисование .................................................................................................................................. 7
Аппликация ............................................................................................................................... 8
Конструирование .................................................................................................................... 10
Лепка ....................................................................................................................................... 11
Декоративно-прикладное искусство ...................................................................................... 11
2.3 Тематическое планирование ............................................................................................. 12
Младшая разновозрастная группа .......................................................................................... 12
Старшая разновозрастная группа ……………………………………………………………..23
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ..................................................................................... 24
3.1 Учебно-методическое обеспечение программы .............................................................. 24
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды ................................... 24
3.3 Работа с педагогами и родителями ................................................................................... 24

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных
отношений, представлена парциальной образовательной программой, актуальность выбора
которой обусловлена образовательными потребностями и интересами детей, членов их семей, а
также возможностями педагогического коллектива и условиями, созданными в детском саду.

1.1 Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
включает пять образовательных областей, одной из которых является художественноэстетическое развитие, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового
воспитания и понимания детьми произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и
продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность
детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт.
Парциальная программа «Цвет творчества» составлена с учетом основных принципов,
требований к организации и содержанию различных видов художественной деятельности в ДОУ,
возрастных особенностей детей, в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по
художественно-эстетическому развитию для детей младшей, средней, старшей,
подготовительной к школе групп. Большое внимание уделено экспериментированию с
различными изобразительными материалами. Программа «Цвет творчества» разработана на
основе:
1. Авторской парциальной программы Н. В. Дубровской «Цвет творчества»;
2. ОП ДО МДОУ Мостовский детский сад «Колосок»;
3. Календарным графиком МДОУ Мостовский детский сад «Колосок»;
4. Учебного плана МБДОУ Мостовский детский сад Колосок»;
Реализация программы «Цвет творчества» осуществляется в рамках образовательной
деятельности и в совместный деятельности педагога с детьми. Осуществляется в форме
проведения занятий, наблюдений, экспериментов, просмотр видеофильмов, творческих
мастерских, НОД (3-4лет), средней (4-5 лет), старшей (5-6) и подготовительной к школе группы
(6-7 лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 36 занятий (1 раз в неделю, 15
мин.), с детьми средней группы проводятся 36 занятий (1 раз в неделю, 20 мин.), с детьми старшей
группы 36 занятий (1 раз неделю, 25 мин.), с детьми подготовительной к школе группы – 36
занятий (1 раз неделю, 30 мин.).

1.2 Цели и задачи
Цель: всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды
деятельности.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи.
Образовательные:
3

 формировать навыки работы с различными материалами;
 способствовать овладению разными технологическими приемами.
Развивающие:
 развивать фантазию, внимание, воображение;
 знакомить с сенсорными эталонами;
 развивать мелкую моторику рук;
 активизировать словарь.
Воспитательные:
 воспитывать художественный вкус;
 воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
 воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
 вызывать положительные эмоции.
Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются
необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка.
Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в
единстве с природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда.

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
1. Принцип поэтапности погружения в программу. Это самый ответственный принцип.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению
этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и
прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до
заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной
темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или
иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к
творческому мышлению.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной
темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

1.4 Планируемые результаты
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует
рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка.
К планируемым результатам в художественно-эстетическом развитии дошкольника по
видам деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, декоративно-прикладная)
младшей группы относятся следующие показатели:
 уверенно проводить линии, полосы, кольца, дуги; отбирать при напоминании педагога
изобразительные материалы и инструменты, самостоятельно искать способы изображения в
соответствии с создаваемым образом; выбирать способы и направления штриховки для рисунка;
работать щетинной кистью,сочетать некоторые материалы (гуашь и восковые мелки);
 составлять новые цветовые тона на палитре, сочетать один цвет с другим;
 уметь лепить из различных материалов: глины,4 пластилина, снега, песка;

 использовать некоторые приемы лепки: оттягивание из целого куска, прощипывание;
 конструировать простыми формами; использовать доступные способы и приемы
вырезания и обрывной аппликации; составляет изображения разных предметов из полос и
вырезанных форм; правильно использовать ножницы, аккуратно вырезать и наклеивать детали;
выбирать из декоративно-прикладных материалов дымковские игрушки, матрешки.
К планируемым результатам в художественно-эстетическом развитии дошкольника по
видам деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, декоративно-прикладная)
средней группы относятся следующие показатели:
 конструировать из строительного материала (сооружать постройку, используя кубы,
пластины, кирпичики, бруски), используя схемы для построек; анализировать объект, выделять
основные части и детали, составляющие сооружение;
 развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению
увиденного, услышанного, прочувствованного;
 формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять
в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки,
настроение;
 передавать образ ритмом, формой, цветом;
 гармонично располагать предметы на плоскости листа;
 развивать воображение, творческие способности; видеть средства выразительности в
произведениях искусства (цвет, ритм, объем);
 знакомить с разнообразием изобразительных материалов; развивать эстетические
чувства, художественное восприятие ребенка; воспитывать эмоциональный отклик на
произведения искусства;
 замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства;
 выделять средства выразительности в произведениях искусства;
 дать элементарные представления об архитектуре; делиться своими впечатлениями со
взрослыми, сверстниками; формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к
народной культуре.
К планируемым результатам в художественно-эстетическом развитии дошкольника по
видам деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, декоративно-прикладная)
старшей группы относятся следующие показатели:
 развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений
искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый
интерес;
 развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства;
выделять средства выразительности в произведениях искусства; воспитывать эмоциональный
отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими
представлениями о красивом, радостном, печальном и т. д.;
 развивать представления детей об архитектуре;
 формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма;
 знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи;
 содействовать эмоциональному общению; развивать устойчивый интерес детей к
разным видам изобразительной деятельности; развивать эстетические чувства;
5

 создавать художественный образ; отражать свои впечатления от окружающего мира
в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать.
К ЦО (целевым ориентирам) в художественно-эстетическом развитии дошкольника
подготовительной группы относятся следующие показатели.
1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
2. Способность выбирать свое творческое решение.
3. Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим.
4. Понимание чувства цвета.
5. Творческое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
6. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.
7. Проявление творческих способностей.
8. Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой
моторики).
9. Способность к волевым усилиям.
10. Проявление любознательности.
11. Склонность к наблюдению, экспериментированию.
12. Способность к принятию собственных решений.
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в
жестких рамках: знания, умения и навыки, а социальные и психологические характеристики
возможных достижений ребенка.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественнотворческие способности к изобразительной деятельности.
Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они
способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу,
так и по условиям.
Дети могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать
собственные. Данный вид деятельности важен для углубления пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Детям доступны целостные
композиции по предварительному замыслу.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно
учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, но воспроизведение метрических отношений еще
затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени
ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, но часто можно наблюдать снижение темпа
развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить
различными влияниями, в том числе и СМИ, приводящими к стереотипности образов.
Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах
деятельности время произвольного внимания достигает 30 минут.
Продолжает развиваться речь, ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так
и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети активно употребляют
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. У детей
развиваются диалогическая и некоторые формы монологической
речи.
6

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Основные разделы программы
Рисование
В понятие «рисование» включены занятия по графике и живописи. Специфика материалов
позволяет распределить темы с использованием графических и живописных инструментов. В
первом случае это будут карандаши, фломастеры, ручки, маркеры, мелки и т. д., во втором —
кисти, краски (гуашь, акварель).

Аппликация
В понятие «аппликация» включены занятия с использованием бумаги и ножниц.
Знакомясь с техникой и способами обработки бумаги, дети приобретают навыки силуэтного и
контурного вырезания для создания плоскостных изображений. Следует отметить, что в этот вид
деятельности включены занятия в технике мозаики, витража, которые имеют свою специфику
выполнения. Но, учитывая, что их создание также основано на использовании бумаги, они
проходят под видом «аппликация».

Конструирование
В понятие «конструирование» включены занятия с использованием неоформленных и
полуоформленных материалов. Неоформленные — бумага, ткань, нитки, проволока, фольга,
шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры
и размера. Полуоформленные несут в себе какую-то изначально заданную смысловую нагрузку.
Подразделяются они на искусственные и природные. Искусственные — коробки, пробки, детали
каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бумы и т. д. Природные — опавшие
листья, веточки, цветы, шишки и т. д.

Лепка
В понятие «лепка» включены занятия с использованием пластилина, глины, соленого
теста. Возможные манипуляции с материалом позволяют получать объемные или плоскостные
изображения.

Декоративно-прикладное искусство
В понятие «декоративно-прикладное искусство» включены занятия на основе народных
промыслов (хохлома, дымка, гжель и т. д.). Эти занятия построены на использовании традиций
народных умельцев по росписи и декору.

2.2 Содержание основных разделов программы
Рисование
Рисунок — разновидность художественной графики, основанная на технических
средствах и возможностях рисования. В отличие от живописи, рисунок исполняется
преимущественно твердым красящим веществом (карандаш, сангина), как правило посредством
7
штриха и линии.

Язык графического произведения более скупой и лаконичный по сравнению с языком
живописи. В графике основными средствами изображения служат светлый фон бумаги, линия,
контраст черного и белого, а цвет имеет вспомогательное значение. Графика по сравнению с
живописью допускает гораздо больше условностей. Художник-график для своих работ
использует такие материалы, как карандаш, восковые мелки, тушь, уголь, сангина, соус,
фломастеры, маркеры, ручки. Изображая что-либо, художник-график может ограничиться всего
несколькими точными линиями, а может и тщательно проработать рисунок штриховкой или
тушевкой, показав объемность предметов, материал.
Живопись — один из главных видов изобразительного искусства. По технике исполнения
живопись подразделяется на масляную, темперную, восковую, гуашевую, пастельную. Названия
эти образованы от связующего вещества или от применяемых материально-технических средств,
с помощью которых можно наиболее полно выразить идейно-творческий замысел художника. В
дошкольном учреждении наиболее распространена живопись акварелью и гуашью.
Акварель. Живописный прием акварелью — «по сырому». Перед началом работы бумагу
равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного подсохнет, начинают
писать акварельными красками. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются,
сливаются друг с другом, создают плавные переходы.
Гуашь. Живописный прием гуашью — лессировка. Особенность гуашевых красок —
перекрывание одного красочного слоя другим. Особенность приема заключается в
последовательном нанесении красочного слоя, после того как предыдущий уже подсох. Для
получения новых оттенков целесообразно использовать белила.
Монотипия (моно... и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение
которой приписывается итальянскому художнику и граверу Джованни Кастильоне (1607—1665).
Монотип — одна из простейших техник графики.
Моно — от греческого «монос» — один.
Тип — от греческого «тупос» — отпечаток.
Отпечаток по этой технике получается только один раз. Неожиданный эффект, при
котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру и отличается
легкостью и мягкостью расплывчатых очертаний, сообщает ему особую прелесть.
Изображения в этой технике с любым набором и сочетанием красок индивидуальны и
зависят от настроения исполнителя. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки
на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке;
полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.

Аппликация
Аппликация (лат. applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной
техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом
материале, принятым за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани, природных
материалов. Аппликационные изображения, выполненные из цветов, получили название
флористика. Для творческих композиций вы можете использовать природные материалы —
засушенные листья, плоды и цветы, солому, тополиный пух, ракушки, шишки, семена, косточки,
травы. Каждый материал имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при работе с
ним. Создание композиции заключено в специфике природного материала, который определяет
основной рисунок. Под таким рисунком в аппликации подразумеваются плоскостная
обобщенность формы и общая цветовая гамма.
Аппликация может быть представлена по трем видам:
 декоративная, объединяющая различные8элементы украшения;

 предметная, состоящая из отдельных изображений (птица, дерево, животное, гриб,
домик);
 сюжетная, отображающая какое-либо действие, событие (зимний пейзаж, бабочка
в цветах, корзина с цветами).
Эти три вида могут дополнять друга в различных сочетаниях.
Декоративная аппликация — наиболее простой и доступный вид деятельности, даже для
двухлетнего малыша. Поверхность каждого материала особенна и неповторима: мягкие листья,
шершавые шишки, гладкие камни, пушистые перышки и тополиный пух. Составляя украшения,
узоры, ребенок учится объединять различные материалы, декоративно преобразовывать
заданные формы по законам ритма и симметрии. В декоративной аппликации наиболее
характерна ленточная или центрально-лучевая композиция. В ленточном расположении
отдельные элементы повторяются по горизонтали или вертикали. В центрально-лучевом
расположении узор составляется от центра к краям, углам или сторонам выбранного фона (это
могут быть круг, прямоугольник, ромб, квадрат, треугольник). Декоративная аппликация,
которая основана на создании новых, оригинальных комбинаций узора, подготавливает детей к
более сложному этапу работы.
Для предметной аппликации лучше всего отбирать материал, который задан большой
формой. Наиболее удачно использовать листья разных растений. Можно использовать различные
приемы их расположения и сочетания. Последовательность расположения на фоне будет
следующая: сначала выбирается большой лист и закрепляется на фоне, а затем располагаются
меньшие листья, которые передают характерные особенности аппликации. Например, форма
листа дуба может напоминать фигуру причудливого человечка. Достаточно добавить маленький
лист вяза — и у человечка появилась голова. Если расположить большой лист вяза
горизонтально, то может получиться туловище рыбы, плавники которой — маленькие листочки
тополя.
Сюжетная аппликация ставит еще более сложные задачи. Вам потребуется соблюдать
некоторые правила. Во-первых, подобрать природные материалы, которые будут сочетаться
между собой по цвету, фактуре. Возможны такие сочетания — листья и травы, ракушки и
камушки, легкие крупные семена и чешуйки шишек. Во-вторых, необходимо выделить основные
действующие лица сюжета. Главные персонажи выделяются размером, цветом, композиционным
размещением среди других элементов. Например, в сюжете «Ежик в лесу» расположение деталей
начинается с фигуры ежика. Его образ можно составить из листа вяза и семян ясеня. В-третьих,
важно расположение деталей на фоне. Композиция может быть построена с учетом перспективы.
В этом случае детали располагаются не в ряд. Все, что ближе, будет выглядеть больше, а то, что
дальше, — меньше. Так, в той же композиции «Ежик в лесу» главное внимание обращено на
ежика, который занимает центральное место. Изображения елок будут второстепенными,
поэтому их можно расположить в верхней части фона и показать проще. И наконец, в-четвертых,
это подбор и целесообразное использование цвета материалов и его сочетания с основным
фоном. Цвет помогает передать настроение картины, время года, характер персонажей. Это дает
возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при
изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к
праздничным датам, оформлении стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин,
орнаментов и т. д.
Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная
трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.
Декупаж (фр. decouper — вырезать) — декоративная техника работы по ткани, посуде,
мебели и пр., заключающаяся в скрупулезном вырезании
9 изображений из различных материалов

(дерева, ткани, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом
на различные поверхности для декорирования. Эта техника крайне кропотлива, требует
большого времени, терпения и предусматривает множество попыток, прежде чем результат
станет удовлетворительным.
Мозаика — способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных
камней, керамических плиток и т. д.). Сегодня существует очень много разнообразных наборов
мозаики для детей. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Вопервых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение.
Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание
и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). Втретьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую
активность и служит особым средством познаниямира.
Витраж — термин витраж происходит от французского слова vitre (оконное стекло).
Витраж представляет собой предназначенную для заполнения оконного проема декоративную
орнаментальную или тематическую компо-зицию, выполненную из кусков разноцветного стекла,
часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом. Отдельные, фигурно
вырезанные куски стекла скрепляются между собой обычно свинцовыми перемычками,
образующими сложный узорчатый переплет. В особенно больших окнах, площадь которых
измеряется десятками квадратных метров, переплет вырезается из камня, например мрамора или
известняка, а отдельные части его соединяются между собой металлическими штырями и
скобами.
Коллаж — это метод создания композиции, главным принципом которого является
сочетание разнородных по своей фактуре элементов (например, газетных вырезок, кусочков
ткани, бумаги, фотографий и т. д.), которые накладываются друг на друга и закрепляются на
общей основе. Метод коллажа сыграл решающую роль в развитии искусства ХХ века.

Конструирование
Бумажная пластика — пластика (лат. plastica — лепка) — в искусстве способ
формообразования. Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной
деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Конструирование (от
латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных
предметов, частей, элементов.
Бумажная пластика включает в себя разнообразные приемы работы с бумагой. По своему
характеру бумажная пластика имеет сходство с игрой и изобразительной деятельностью — в ней
также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для
практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения). Бумажная
пластика — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее
задуманного объекта, соответствующего его функциональному назначению.
На занятиях бумажной пластикой осуществляется развитие сенсорных и мыслительных
способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только
конструктивно-технические, но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать
предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное,
находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,
делать умозаключения и обобщения.
Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном
Смитом и который ограничен использованием только складок «горкой» и «долиной». Данное
ограничение означает невозможность многих сложных1 приемов.
0

Развертка — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертеж, на
котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развертке сложнее
складывания по традиционной схеме, однако данный метод дает не просто информацию о том,
как сложить модель, но и о том, как она была придумана.

Лепка
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с
помощью рук и вспомогательных инструментов (стеков и т. п.). Один из базовых приемов
широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется
от мелкой пластики, этюда до произведений, близких по размерам к монументальным. Термин
может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно
в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях
(художественных школах), кружках и т. д. как вводный курс освоения первичных принципов
техники.

Декоративно-прикладное искусство
Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены
созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.
Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель,
ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения.
Дизайн — это творческий метод, процесс и результат художественно-технического
проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на
достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом
возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим. Дизайн как
дисциплина стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена
промышленным производством.
Дизайн — творческая деятельность, целью которой является определение формальных
качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным
образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое
целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя.
Дизайн (англ. design — инженер-конструктор) — замысел, умысел, план, цель, намерение,
творческий замысел, проект и чертеж, расчет, конструкция; эскиз, рисунок, узор, композиция.

1
1

2.3 Тематическое планирование
Младшая разновозрастная группа
№
занятия
1

2

3

4

1

Вид
деятельности

Тема

Творческий замысел
СЕНТЯБРЬ
для Представить фактуру, форму цветов пластикой изобразительных Желтый,
материалов
оранжевый

Цвета

Рисунок
— «Цветы
красный,
аппликация — солнышка»
живопись
Задачи: передать объем, красочность, фактуру цветов разными изобразительными материалами; закреплять навыки работы с бумагой,
красками
Рисунок
—
«Листочки»
Представить линией, цветом характерные особенности формы Красный, желтый, зеленый
живопись
—
листьев
лепка
Задачи: передать способы изображения листьев на основе контура и оттиска
Рисунок
—
«Тучка»
Представить выразительный образ тучки цветом, объемом
Синий, белый
бумажная
пластика —
живопись
Задачи: передать формой объемное и плоское изображения тучки; развивать чувства цвета и формы
Рисунок
—
«Птичка»
Представить форму, окраску птиц, увиденных с натуры, разным Желтый,
оранжевый,
аппликация —
изобразительным материалом
красный, черный, белый
лепка
Задачи: передать форму птицы на основе круга, треугольника; акцентировать внимание на натуре, стараться максимально передать
линией форму птиц
ОКТЯБРЬ
Рисунок
—
«Корзиночка» Представить единство формы, цвета и декора в образе корзиночки
Коричневый, зеленый,
живопись
—
черный, оранжевый
лепка
Задачи: передать линиями фактуру прутьев, лозы для корзиночки; развивать наблюдательность, воображение

12

2

3

4

1

2

3

4

Рисунок
—
«Мышки»
Представить линией, цветом характерные особенности образа
Белый, черный
аппликация —
мышки
живопись
Задачи: передать в живописи, аппликации пластичную форму мышки; развивать умение наблюдать форму, строение, движение
Рисунок
—
«Клоун»
Представить линией, цветом, формой характерные особенности
Оранжевый, красный,
коллаж
—
портрета клоуна
желтый, зеленый,
живопись
фиолетовый
Задачи: передать особенности строения лица (глаза, нос, рот) простой формой (круг)
Рисунок
— «Колпачок
для Представить разные варианты объемного, плоского изображения
Оранжевый, красный,
декупаж
— клоуна»
колпачка для клоуна на основе треугольника
желтый
мозаика
Задачи: передать геометрические узоры силуэтом, линией (круг, квадрат, прямоугольник); совершенствовать навыки в работе с
бумагой, краской
НОЯБРЬ
Рисунок —
«Гуси-лебеди»
Представить формы птиц в движении
Белый, синий, желтый
живопись —
бумажная
пластика
Задачи: передать обобщенную форму птиц в движении на основе отпечатка ладошки и техникой «мятая бумага»
Рисунок —
«Мишка»
Представить характерные особенности мишки цветом, фактурой
Коричневый, белый,
аппликация —
изобразительного материала
черный, желтый
живопись
Задачи: передать силуэтное изображение мишки, выполнять стилизованное изображение мордочки мишки красками, нитками
Рисунок
—
«Котенок»
Представить разные варианты изображения котенка на основе круга Белый, оранжевый, черный
аппликация —
живопись
Задачи: передать в цвете, бумаге выразительный образ котенка (строение, пластика, характер)
Рисунок
—
«Лисичка»
Представить сказочность образа лисички линией и фактурой
Красный, желтый,
аппликация —
природных материалов
зеленый, черный
дизайн
Задачи: передать различие в величине и размере деталей туловища и головы лисички
ДЕКАБРЬ
13

1

2

3

4

1

2

3

1

Рисунок —
«Елочки»
Представить характерные особенности цвета, декора, формы елки
Зеленый, синий,
живопись —
серебряный, белый
аппликация
Задачи: передать фактуру кроны, веток елки линиями, цветовыми пятнами
Рисунок —
«Зайчик»
Представить линией, формой выразительность образа зайчика
Белый, синий
живопись —
аппликация
Задачи: передать общий контур зайчика; акцентировать внимание на натуре; развивать наблюдательность
Рисунок
—
«Свечи»
Представить линией, цветом эффект пламени свечи
Красный, желтый, белый,
живопись
—
серебряный, золотой
аппликация
Задачи: передать разными изобразительными материалами характерные особенности огня свечи
Рисунок
— «Колокольчики»
Представить линий, цветом стилизованное изображение
Белый, синий, серебряный
декупаж
—
новогоднего колокольчика
аппликация
Задачи: передать силуэтное изображение колокольчика линией, цветом
ЯНВАРЬ
Рисунок —
«Узоры на окне»
Представить линией, цветом элементы растительного узора
Белый, синий, серебряный,
витраж —
голубой
живопись
Задачи: передать «морозность» узора на окне фактурой изобразительного материала (краски, бумага); отрабатывать приемы в работе
с красками — «по сырому», контурный рисунок; в работе с гофрированной бумагой — скручивание
Рисунок
—
«Снежинки»
Представить линией, цветом хрупкость и легкость снежинок
Белый, синий
витраж
—
живопись
Задачи: передать изображение снежинок на основе линий, полосок
Рисунок —
«Снеговик»
Представить объем и выразительность образа снеговика
Белый,
синий,
аппликация —
серебряный
конструирование
Задачи: передать объем и фактуру снеговика изобразительным материалом; акцентировать внимание на натуре
ФЕВРАЛЬ
Рисунок — лепка
«Портрет папы»
Представить линией, цветом выразительные особенности формы и Белый, синий, черный,
— живопись
характера портрета папы
коричневый, красный
14

2

3

4

1

2

3

4

Задачи: передать линией, цветом черты лица мужчины (папы)
Рисунок
—
«Кораблики»
Представить выразительные возможности линии и цвета в
Белый, синий, красный
аппликация —
изображении разных корабликов
живопись
Задачи: передать особенности изображения корабликов сочетаниями разных фигур (квадрат, прямоугольник, круг)
Рисунок
— «Листочки
под Представить цветом и линией контура выразительность
Белый, зеленый
живопись
— снегом»
растительных узоров
дизайн
Задачи: передать специфику рисунка листьев деревьев (береза, осина, тополь) на основе круга; акцентировать внимание на натуре
Рисунок —
«Дым из трубы» Представить легкость, воздушность дыма в
Белый, коричневый, синий
живопись —
морозный день
конструирование
Задачи: передать фактурой и техникой изобразительного материала форму дыма (скрученная бумага, завитушки, дуги)
МАРТ
Рисунок
— «Весеннее платье»
Представить декоративность весеннего платья растительным
Желтый, зеленый, синий,
живопись
—
узором
фиолетовый, красный,
аппликация
оранжевый
Задачи: передать ажурность украшения для платья; развивать воображение
Рисунок —
«Солнечные
Представить красочное оформление для солнечных цветов
Белый, желтый, синий,
бумажная
цветочки»
розовый, зеленый
пластика —
декупаж
Задачи: передать цветом, оттиском ладошки форму цветов
Рисунок
—
«Бантики»
Представить декоративность бантика фактурой материала и цвета
Белый, розовый, желтый,
аппликация —
зеленый
живопись
Задачи: передать разные варианты оформления бантиков («примакивание», «мазок», «рваная бумага», «мятая бумага»)
Рисунок
—
«Неваляшки»
Представить линией контура характерные особенности внешнего
Белый, оранжевый,
живопись
—
вида неваляшки
красный, зеленый, желтый,
аппликация
синий
Задачи: передать форму и декоративность неваляшки; развивать воображение
15

1

2

3

4

1

2

3

4

АПРЕЛЬ
Представить линией, фактурой материала образ курочки

Рисунок —
«Курочка»
Белый, красный, желтый,
аппликация —
зеленый
живопись
Задачи: передать характерные особенности образа курочки оттиском ладошки
Рисунок
—
«Цыплятки»
Представить выразительность образа цыпленка линией, формой
Белый, красный, желтый,
аппликация —
зеленый
живопись
Задачи: передать характерные особенности образа цыпленка изобразительными техниками
Рисунок
— «Пушистые веточки» Представить выразительность веток вербы линией, формой
Белый, кремовый,
коллаж
—
розовый, коричневый,
живопись
зеленый
Задачи: передать эффект «пушистости» почек вербы техникой изобразительного материала
Рисунок
— «Сладкие кексики»
Представить фактуру, цвет кекса изобразительными материалами
Белый, коричневый,
аппликация —
желтый
живопись
Задачи: передать форму кексов разными изобразительными приемами (оттиск пальчиками, ладошкой)
МАЙ
Рисунок
— «Поросята на траве»
Представить формой, цветом обобщенный образ поросенка
Белый, черный, желтый,
аппликация —
зеленый
живопись
Задачи: передать внешний вид поросенка на основе изобразительных техник (отпечаток пальчиками, «рваная бумага»)
Рисунок
—
«Весеннее небо»
Представить цвет весеннего неба (утром, днем, вечером)
Белый, синий, желтый
живопись
—
аппликация
Задачи: передать эффект солнечности весеннего неба разными изобразительными приемами
Рисунок
— «Смешные букашки» Представить стилизованный образ маленьких букашек
Черный, красный, желтый,
аппликация —
зеленый, белый
лепка
Задачи: передать изображение букашек разными изобразительными приемами
Рисунок
—
«Мячик»
Представить разные украшения мячика
Зеленый, желтый, синий,
аппликация —
красный
дизайн
16

Задачи: передать форму, цвет, декор мячика; выделять в украшении элементы декора

Старшая группа
№
Вид
занятия деятельности

Тема

Творческий замысел

Цвета

СЕНТЯБРЬ
совершенствовать навыки линейного рисунка, понимания пропорций и красный, желтый, синий
цветовой композиции

1 рисунок
– «Цветной
коллаж
- калейдоскоп»
живопись
Задачи: развивать навыки составления цветовой композиции
2 рисунок
– «Море»
учить понимать красоту и выразительность материалов в изображении синий,
голубой,
коллаж
моря (мягкость бархатистой пастели, текучесть прозрачной акварели, фиолетовый, зеленый
живопись
пластичность бумаги)
Задачи: создать сюжетную композицию из готовых форм (вырезки из журналов), закреплять понятие «холодные цвета». Развивать
композиционные навыки составления цветовой гаммы.
3 рисунок
«Кораблик»
–
познакомить и показать, как передать в материале конструктивные желтый,
коричневый,
аппликация –
особенности строения формы кораблика
синий, красный
бумажная
пластика
Задачи: учить передавать характерные особенности кораблей контуром, объемом (конструирование из бумаги), силуэтом; развивать чувство
формы и композиции
4 рисунок
–
«Городские
создать выразительный образ вороны линией, цветом
серый, черный
аппликация - птицы»
лепка
Задачи: формировать понятия о целом и его частях на примере изображения вороны
ОКТЯБРЬ
1 рисунок
–
«Белоснежные передать линией и цветом единство формы, пластичность образа березки белый
(объемное, плоскостное изображение)
лепка
- стволы»
живопись
17

2
3

4

1

2

3

4

Задачи: научить рисовать линиями ствол березки. Передать штриховкой характерные особенности коры дерева. Обозначить линиями
сердцевидную форму листьев
рисунок
–
«Дары осени – передать характерные особенности фруктов, ягод, овощей фактурой красный, желтый, синий,
разного изобразительного материала (пастель, бумага, пластилин)
аппликация - овощи»
оранжевый, фиолетовый,
лепка
бордовый, лимонный
«Дары осени –
фрукты»
Задачи: учить передавать пропорции, объем, цвет, форму фруктов, овощей
рисунок
–
«Портрет
изучать форму, строение и цвет гриба, повторять их образы в разном желтый, зеленый, красный,
аппликация - гриба»
материале (пастель, бумага, пластилин)
белый, черный
лепка
Задачи: показать разные способы изображения грибов (линия, пятно). Акцентировать внимание на натуре, стараться максимально передать
изобразительными материалами цвет, форму, строение грибов
НОЯБРЬ
рисунок
–
«Водоноска» учить предавать линией, цветом характерные особенности дымковской красный, желтый, зеленый,
игрушки (барышни с ведрами)
черный, белый
аппликация живопись
Задачи: закреплять умения выделять характерные особенности дымковской игрушки и предавать их в разных изобразительных материалах
рисунок
–
«Шляпки для передать выразительность образа шляпки феи Осени с помощью красный,
оранжевый,
коллаж
- феи Осени»
характерных атрибутов (ягоды, грибы, фрукты, листья)
желтый, зеленый
живопись
Задачи: создать декоративную композицию на основе природных форм, закреплять понятие «теплые цвета». Развивать композиционные
навыки в составлении цветовой гаммы. Учить передавать особенности женского портрета гибкими, мягкими линиями
рисунок
–
«Воздушный передать различие форм украшений, выразительные возможности линий черный,
красный,
живопись – шар»
оранжевый,
желтый,
зеленый, синий
бумажная
пластика
Задачи: совершенствовать навыки линейного рисунка, пропорций и цветового решения
рисунок
–
«Тучи закрыли передать цветом и формой ритм пятен (туч)
белый, синий, черный,
аппликация - солнце»
фиолетовый,
желтый,
живопись
оранжевый
Задачи: учить смешивать цвета для получения темных оттенков. Формировать первичные живописные навыки
18

ДЕКАБРЬ
на передать в материале особенности формы, строения, окраски птиц

1 рисунок
–
«Птички
красный,
желтый,
аппликация - ветке рябины»
оранжевый, зеленый
живопись
Задачи: совершенствовать навыки линейного рисунка в изображении ветки дерева (рябины). Учить ритмическому изображению птиц на ветке
рябины
2 рисунок
–
«Разноцветные передать выразительность образа кошки разными изобразительными белый,
красный,
аппликация - кошки»
материалами
оранжевый,
желтый,
живопись
зеленый, синий, черный
Задачи: развивать способности к формообразованию (линией, объемом). Развивать восприятие цвета, умение выделять характерные
особенности росписи
3 рисунок
«Волк и лиса» передать линией, силуэтом характерную особенность образов волка, лисы белый, оранжевый, черный
–
аппликация живопись
Задачи: знакомить с пропорциями животных, учить анализировать их. Учить изображать животных гибкими и легкими линиями
4 рисунок
«Дед мороз»
передать характерные особенности цвета и формы наряда Деда Мороза в красный, золотой, белый
разных изобразительных техниках
лепка
живопись
Задачи: учить передавать линией, цветом форму наряда. Закреплять навыки работы с красками, пластилином, фломастерами (рисунок
плоскостью кисти, «барельеф», «штрих»)
ЯНВАРЬ
1 рисунок
«Танец елок» создать образ сказочной елки, составленной из мелких и крупных форм
–
черный, зеленый, темно
живопись
зеленый, светло зеленый,
квилинг
синий, голубой, желтый
Задачи: учить передавать образ елки разными линиями – тонкими, широкими, ломкими, волнистыми. Учить анализировать форму строения
елки
2 рисунок
–
«Наряд
для создать цветовое решение наряда Зимушки – Зимы, используя белый, серебряный, синий,
коллаж
- Зимушки – Зимы»
праздничное сочетание белого платья с яркими цветовыми пятами и фиолетовый
живопись
элементами росписи
19

3

1

2

3

4

Задачи: познакомить детей с ассоциативной связью цвета и времени года. Закреплять композиционные навыки составления узора для платья
Зимушки - Зимы
рисунок
–
«Метель»
передать линией, цветом, формой характерные особенности природного белый, синий, фиолетовый,
явления - метели
серебряный
бумажная
пластикаживопись
Задачи: закреплять графические навыки (рисунок разных линий). Формировать умение рисовать гуашью в определенной последовательности:
контур (рисунок кончиком кисти), отдельные мазки (примакивание). Закреплять навыки в работе с бумагой (скручивание, рваная бумага)
ФЕВРАЛЬ
«Пешеходы» показать разные варианты изображения фигуры человека в движении
красный, желтый, зеленый
рисунок
–
аппликация коллаж
Задачи: закреплять знания о пропорциях фигуры человека, характерном соотношении частей фигуры человека и их передаче в разном
изобразительном материале (фломастер, бумага)
рисунок
–
«Машина
с передать образ машины с краном сочетанием разных геометрических красный, зеленый, желтый,
аппликация - краном»
фигур
синий, черный, коричневый
живопись
Задачи: совершенствовать навыки линейного рисунка, соблюдение пропорций в изображении машины. закреплять навыки рисования
рисунок
–
«Отважные
передать в разных техниках обобщенный, стилизованный образ солдата зеленый,
синий,
аппликация - солдатики»
коричневый,
красный,
живопись
желтый, белый
Задачи: учить анализировать пропорции фигуры человека и их передачу в графике, аппликации, живописи. Знакомить с жанрами в
изобразительном искусстве (батальный и исторический)
рисунок
–
«Вертолет
и выполнить модели самолета или вертолета на основе геометрических белый, синий, черный,
фигур (овал, прямоугольник)
фиолетовый, серебряный
аппликация – самолет»
бумажная
пластика
Задачи: учить анализировать форму, цвет, пропорции вертолета, самолета. Совершенствовать графические умения и навыки. Закреплять
приемы работы с бумагой (скручивание, сгибание, складывание)
МАРТ

20

1 рисунок
–
Открытка
учить изображению нарядной открытки в разных техниках
красный, розовый, белый,
золотой
коллаж
– «Сердечко»
бумажная
пластика
Задачи: учить видеть многообразие форм и видов открыток. Учить передавать графическое изображение, конструировать из бумаги формы
сердечка
2 рисунок
–
«Нарциссы и изучать природные формы на примере образа цветов нарцисса и тюльпана желтый,
оранжевый,
малиновый, белый, зеленый
декупаж
- тюльпаны»
аппликация
Задачи: передать характерные особенности строения растений линией, цветом. Закрепить навыки в работе с изобразительным материалом:
пластилином (растирание пальчиком), бумагой (симметричное вырезывание, по контуру)
3 рисунок
–
«Рыбки
в учить изображению рыб с разными характером пропорций (например, белый, синий, серебряный,
пруду»
длинный хвост и маленькое туловище; маленькое тело, плавники, хвост) голубой, сиреневый
живопись
лепка
Задачи: учить изображать разные виды линий (тонкие, широкие, волнистые, закругленные) в графике, живописи, лепке. Учить самостоятельно
компоновать сюжетный рисунок
4 рисунок
«Матрешка»
–
передать линией, цветом детали украшения матрешки, характерные для белый, черный, красный,
народного творчества
аппликация желтый,
оранжевый,
живопись
зеленый, синий
Задачи: учить составлять из бумажных заготовок силуэт матрешки, передавать черты лица простыми линиями (круг, дуга, линия)
АПРЕЛЬ
1 рисунок
передать цветом эффект освещенности, солнечного света
–
«Солнечные
золотой, белый, желтый,
мозаика
- лучики»
лимонный
живопись
Задачи: закреплять навыки в работе с красками (смешивание двух и более цветов). Учить определять изменение цвета и различать цветовой
тон. Учить составлять сюжетную композицию в технике «мозаика»
2 рисунок
«Космонавт» передать выразительность фигуры человека в скафандре с помощью белый,
–
серебряный,
аппликация разных изобразительных материалов
голубой
живопись
Задачи: научить передавать линией форму скафандра в рисунке, бумажной пластике. Учить понимать основные пропорции фигуры человека
и их изменчивость в одежде (скафандре)
21

3 рисунок
–
«Рыба – кит» создание декоративного, сказочного образа рыбы –кита линией, цветом
золотой, серебряный
витраж
живопись
Задачи: научить детей создавать «сказочный» орнамент в рисунке, мозаике. Закреплять графические навыки (рисование прямых, волнистых
линий, штрихов, геометрических фигур)
4 рисунок
–
«Пасхальный выполнение сюжетной композиции по пасхальным мотивам с желтый, зеленый, красный,
использованием элементов посуды
белый, золотой, оранжевый
декупаж
- натюрморт»
живопись
Задачи: учить составлять натюрморт из простых предметов. Закреплять навыки декоративного рисования, рисования с натуры предметов
МАЙ
1 рисунок
–
«Сирень»
передать характерные особенности натуры (ветки сирени); форму цветов, фиолетовый,
сиреневый,
строение ветки и листьев, их цвет
белый, зеленый
аппликация живопись
Задачи: учить передавать характерную форму и цвет веток сирени при изображении с натуры. Закреплять умения смешивать и получать новые
цвета красок (сиреневую, темно-фиолетовую, бледно-фиолетовую). Закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине
листа
2 рисунок
показать разные изображения лягушки на основе общего силуэта
желтый, зеленый, белый
–
«Зеленая
аппликация – лягушка»
живопись
Задачи: научить рисовать лягушку, используя разные графические приемы: обводки силуэта, сплошная линия контура, на основе овала.
Развивать наблюдательность и зрительную память.
3 рисунок
–
«Веселый
передать конструкцию сложной формы (паровоз), состоящую из черный, белый, красный,
аппликация - паровозик»
нескольких геометрических фигур
желтый, зеленый
живопись
Задачи: закреплять умения вырезать разные геометрические фигуры и составлять из них целое изображение. Учить рисовать (по частям, на
основе целой фигуры) поезд
4 рисунок
«Бабочка»
передать выразительность образа бабочек линией и формой
–
красный,
желтый,
бумажная
оранжевый,
зеленый,
пластика
голубой,
синий,
живопись
фиолетовый,
золотой,
черный
22

Задачи: учить наблюдать форму, строение, окраску бабочек. Выделять в рисунке, аппликации характерные черты персонажа (величину,
пластику)

23

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Учебно-методическое обеспечение программы
1. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество / А. А. Грибовская. — М.:
Просвещение, 2004.
2. Авторская парциальная программа Н. В. Дубровской «Цвет творчества»
3. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей / А. Э. Симановский. —
Ярославль: Академия развития, 2002.
4. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников / И. В. Тюфанова. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2002.

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды















Простой карандаш
Цветные карандаши
Ручки
Фломастеры
Восковой мелок
Пастель
Тушь
Уголь
Сангина
Акварель
Гуашь
Сизаль
Кисти
Бумага

3.3 Работа с педагогами и родителями
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и
детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего
взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении
дошкольного детства ребенка, т. к. все эти взрослые непосредственно причастны к созданию
благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения
между работниками сада и родителями не сложились.
Целью педагогического коллектива является заинтересовать родителей и вовлечь их в
создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад — семья».
Данная цель реализуется через следующие задачи:
 установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
 объединить усилия для развития и воспитания детей;

24

 создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
 активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
 поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход
к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские
запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Родители, не владея
в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей творческого развития
ребенка, порой завышают или занижают планку творческих возможностей ребенка.
Успех в этом творческом процессе зависит от уровня профессиональной компетентности
педагогов и педагогической культуры родителей. Проблема вовлечения родителей в единое
творческое пространство детского развития в ДОО решается по двум направлениям:
- первое направление включает индивидуальные и наглядно-информационные формы
работы. Педагоги могут организовать индивидуальные беседы, консультации родителей,
передачу необходимой информации по тому или иному вопросу через выпуск информационных
стендов, памяток. Очень эффектно могут выглядеть современные папки-файлы с творческими
заданиями, темами, родительский дайджест «Страна творчества», оформленные фотовыставки,
выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей,
выявленные через анкетирование. Такая информация поможет педагогу узнать о творческом
потенциале самих родителей, их увлечениях, личностных качествах;
- второе направление — включает коллективные формы работы, которые обеспечивают
организацию продуктивного общения всех участников творческого пространства. С этой целью
можно запланировать разные формы общения: родительский клуб, «Мамина школа», «Папина
мастерская», «Бабушкины секреты» (копилка народного наследия), творческие семейные клубы
по интересам «В гостях у семьи...», художественные гостиные, семейные фотовыставки,
родительские мастер-классы, виртуальные игры, праздники.
Тематические мероприятия:
 «Осенние ярмарки», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Мастерская
Деда Мороза», «Папина мастерская», «Мамина школа», «Бабушкины секреты»;
 фотовыставки: «В гостях у семьи...», «Семейные традиции», «Наши герои»;
 семейные творческие гостиные, где родители являются участниками театрализованных,
художественных представлений;
 мастер-классы «Цветы любимым женщинам», «Снаряжение для богатырей», «Роспись
дымковских игрушек», «Хохломские росписи»;
 конкурс авторских игрушек «Русский сувенир»;
 мастер-класс для педагогов и детей «Золотые ручки»;
 «Рукодельница» (родители шьют костюмы для праздников своим детям).

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».